Широкое применение дизеля обусловлено целым рядом его эксплуатационных характеристик:
• Увеличение ресурса работы агрегатов.
• Экономия средств — уменьшенный расход топлива.
Современные стандарты и способы производства топлива помогли значительно усовершенствовать качество дизеля, что положительно повлияло на количество серы, выбрасываемой в атмосферу.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дизель не делится на производителей или марки, как, например, тот же бензин, но все равно различается по составу и видам. Главный показатель, определяющий качество — цетановое число. От него зависит способность топлива к воспламенению. Среднее его значение находится в промежутке между 40 и 50. Чем оно меньше, тем медленнее происходит возгорание, и не равномернее горит топливо. Указанные цифры не являются абсолютными — цетановое число может быть как меньше 40, так и больше 50.
Дизель высокого качества, согласно ГОСТам РФ должен иметь цетановое число от 48 до 51, а премиум-класса – от 51 до 55. Большее значение увеличивает содержание дыма в выхлопных газах.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТОПЛИВА
Существует несколько разновидностей дизельного топливо.
Количество серы:
• I вид – до 350 мг/кг.
• II вид – до 50 мг/кг.
• III вид – до 10 мг/кг.
Степень вязкости:
• Высокая.
• Дистиллятная (для высокоскоростной техники).
До 2005 года на территории России топливо подразделялось на виды согласно сезону и температурному режиму. В наши дни вышеуказанная классификация больше не используется, но еще встречается среди обывателей.
СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ
После 2005 года на территории РФ вошел в употребление новый ГОСТ на дизельное топливо (ГОСТ Р 52368-2005). Новый стандарт ввел классификацию дизеля отдельно для каждой климатической зоны.
В местностях с умеренным климатом топливо делится на сорта по предельной температуре фильтруемости:
• А — до +5 градусов.
• B — до 0 градусов.
• C — до -5 градусов.
• D — до -10 градусов.
• E — до -15 градусов.
• F — до -20 градусов.
В холодных климатических условиях принята другая классификация, но тоже согласно фильтруемости. Топливо делится на классы:
• 0 — до -20 градусов.
• 1 — до -26 градусов.
• 2 — -32 градусов.
• 3 — -38 градусов.
• 4 — -44 градусов.
С 2011 года в обиход вошли обозначения видов дизеля специально для стран Таможенного союза. Классификация состоит из нескольких групп.
Первая — ДТ — дизельное топливо для автомобильных двигателей.
Вторая — климатические условия и сезон:
• Л — летний период (без определенной температуры).
• Е — межсезонье (до -15 градусов).
• З — зимний период (до -20 градусов).
• А — арктический климат (до -38 градусов).
Третья — количество серы и класс экологичности:
• К2 — до 500 мг/кг.
• К3 — до 350 мг/кг.
• К4 — до 50 мг/кг.
• К5 — меньше 10 мг/кг.
Приведем пример. Обозначение согласно правилам стран Таможенного союза, соответствует самому высокому классу (К5) дизельного топлива для автомобилей на летний период. Также его можно обозначать — Сорт F вид III. Компании-поставщики, как правило, указывают оба обозначения.